Как организовать свой бизнес, с чего начать?


Эта статья поможет молодым проектам, компаниям и стартапам правильно организовать документооборот и выстроить взаимоотношения участников и сотрудников, которые оказывают свою помощь на основании договоров, в том числе в рамках трудовых функций. К сожалению, эта самая распространенная ошибка, когда руководители и организаторы проектов, а также уже вполне состоявшиеся компании, ленятся оформлять необходимые документы, либо просто не знают как.


Мы расскажем в этой статье, какие документы и какие действия необходимо совершить на первом этапе развития проекта.



Если у вас нет зарегистрированного юридического лица, т.е. вы пока не занимаетесь распространением своего продукта, не оказываете услуги/не выполняете работы и т.п., и вы не получаете доход от иной коммерческой деятельности, в противном случае, вы нарушаете закон. Поскольку, если вы реализуете свой продукт или занимаетесь иной коммерческой деятельностью, вы должны зарегистрировать юридическое лицо и платить налоги и взносы в страховые фонды.


Этот этап можно назвать зарождением или становлением нового бизнес-проекта. Для этого этапа важно, чтобы были оформлены отношения между участниками будущего юридического лица, либо соглашение о создании совместного продукта, либо о совместной деятельности, учредительный договор и т.п. В нем необходимо предусмотреть, кто из общего числа участников станет учредителем, а кто трудится во благо общей идеи и осуществляет свой вклад по гражданско-правовому договору, например, подряда или авторского заказа, если создается объект интеллектуальной собственности.


Главная задача этих документов — определиться с вкладом каждого участника и с кругом задач и обязанностей. Неплохо уделить внимание финансированию, т.е. как планируется получать инвестиции, и какой объем инвестиций необходим хотя бы на первом этапе. Если у Вас есть бизнес-план, то сложностей с определением инвестиций не возникнет, но если его нет, вероятность ошибки очень велика.


Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание: если вы занимаетесь переработкой какого-либо продукта, либо планируете выпускать свой продукт с использованием другой интеллектуальной собственности, необходимо чтобы у вас были права на этот объект интеллектуальной собственности. Такими документами могут быть: договор авторского заказа с условием отчуждения авторских прав заказчику, лицензионный договор с правом переработки/изменения объекта интеллектуальной собственности, договор об отчуждении исключительных прав.


Вывод: на этапе становления все участники должны понимать, зачем они собрались, что от них требуется, какие у них есть обязанности и на что они могут рассчитывать при различных вариантах развития ситуации.


Документы:

Оформление отношений участников: Соглашение о совместном создании и продвижении продукта, учредительный договор, инвестиционное соглашение.

Оформление объектов интеллектуальной собственности: Договор о создании объекта интеллектуальной собственности, Лицензионный договор, Договор авторского заказа.


Случай из практики:


Обратился к нам один молодой человек и рассказал, что несколько месяцев назад он договорился с другом создать свой бизнес. Для этого они зарегистрировали юридическое лицо, начали поиск потенциальных клиентов. Бизнес был направлен на оказание услуг в области посреднических услуг, связанных с подбором и арендой коммерческих объектов. Идея была интересной, ребята быстро договорились о том, кто и что вкладывает, но ничего не оформляли на бумаге, поскольку денег еще нет, делить нечего, мол, потом разберемся.


Наш клиент, назовем его Роман, вложил денежные средства в аренду офиса, организацию труда команды, пошли первые заказы, и все бы хорошо, но партнера Романа перестало устраивать, как ведет бизнес Роман. К тому времени юридическое лицо зарегистрировало товарный знак. Договориться у них не получалось, пришло время расходиться, но партнер Романа отказывался признавать расходы, которые произвел Роман для начала организации бизнеса. Документов у Романа не было, и Роман оказался в сложной ситуации.


Как оказалось, Роман сам придумал логотип, который впоследствии был зарегистрирован как товарный знак, но прав на него Роман не имел, поскольку товарный знак это собственность компании, в которой Роман уже не хотел ничего делать. Мы помогли ребятам договориться о выходе Романа с компенсацией частично его расходов, но могло быть и хуже.


Избежать такой ситуации помогли бы документы, оформленные до регистрации компании или вовремя, например, учредительный договор.