Статьи

Прекращение деятельности юридического лица с применением процедур банкротства и не только

В нашу компанию часто обращаются с проблемой, когда один  или нескольких участников не согласны с концепцией развития компании или, откровенно говоря, препятствуют в осуществлении деятельности Общества.  Тогда встает вопрос, а можно ли прекратить деятельность юридического лица, которое уже не жизнеспособно. Поэтому мы решили подготовить разъяснения по вопросу прекращения деятельности Общества с ограниченной ответственностью, в том числе путем банкротства Общества, даже, когда один из учредителей - против.


Прекращение деятельности Общества возможно несколькими способами, ниже мы рассмотрим особенности каждого.


  1. Ликвидации юридического лица, путем принятия совместного решения участниками общества в отсутствии долгов Общества;
  2. Банкротства ликвидируемого юридического лица, при наличии долгов Общества и отсутствия возможности их погашения;
  3. Банкротства юридического лица в процессе его деятельности, по требованию контрагента или по заявлению генерального директора Общества;
  4. Прекращение недействующего юридического лица по решению уполномоченных органов;
  5. Понуждение к ликвидации в судебном порядке по иску участников, проголосовавших за ликвидацию.

Еще одна тема, которую мы раскроем в статье – это исключение одного из участников Общества как преодоление корпоративного конфликта в Обществе.

 

1. Ликвидации

1.1 Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно по единогласному решению его участников, в порядке ст. 92 ГК РФ, ст. 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Так, юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК РФ).


Порядок ликвидации:


  1. Участники сообщают о своем решении в налоговую в виде: форма № 15001 и решения в письменной форме;
  2. Получение уведомления о внесении сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ
  3. Публикуют сведения в официальном источнике о принятом решении vestnik-gosreg.ru
  4. Проведение налоговой проверки
  5. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатор)
  6. Подготовка промежуточного ликвидационного баланса
  7. Урегулирование требований контрагентов за счет имущества Общества и средств участников, если такая необходимость существует;
  8. Подготовка итогового ликвидационного баланса
  9. Внесение сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации

Стоимость работ по ликвидации 35 000 рублей, срок проведения работ 10 дней

В срок работ не входит время на публикацию, ликвидироваться Общество может не позднее двух месяцев с момента публикации сведений о ликвидации и срок проведения налоговой проверки.

 

1.2. Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве)(п. 4 ст. 62 ГК РФ). В таком случае, применяется процедура банкротства ликвидируемого должника.

После публикации сведений о ликвидации должно пройти не менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации, после чего формируется ликвидационный баланс на основании кредиторской задолженности.  Ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

1.3. В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица. Денежные выплаты кредиторам осуществляются ликвидационной комиссией. В порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ, после расчетов составляется ликвидационный баланс. В порядке ст56 ГК РФ, участники не отвечают по обязательствам Общества, но, если желание ликвидировать Общества единогласно, возможность прекратить деятельность Общества возможно только при возмещении долгов учредителями.  

Важно! При применении процедуры банкротства, существует солидарная ответственность учредителей Общества.  Участники могут принять единогласное решение о погашении долгов за счет участников Общества. Если после удовлетворения требований осталось имущество Общества, оно распределяется между участниками Общества, в случае спора имущество продается с публичных торгов.  Срок процедуры в порядке ликвидации от 3-х до 5-ти месяцев.

Если кредиторы Общества считают возможным прекратить обязательства Общества, то необходимо совместно принять решение о форме прекращения обязательств. Согласно ст.408 ГК РФ обязательства прекращаются надлежащим исполнением, предусмотренным законом или договором. Законом предусмотрено несколько вариантов прекращения обязательств: путем предоставления отступного, новации, т.е. вместо этого, выполняется иное встречное предоставление равнозначное по ценности, либо путем прощения долга. Согласно изменениям, внесенным в ГК РФ в 2015 году, прекращение обязательств, возможно, путем заключения соглашения о прекращении обязательства, но таким соглашением определяются последствия такого прекращения.  В качестве последствий законодатель предусмотрел возмещение потерь. Согласно ст. 406.1 Гражданского кодекса РФ, стороны при осуществлении предпринимательской деятельности могут своим соглашением предусмотреть возмещение потерь, вызванные невозможностью исполнения обязательств.

 

2. Банкротство Общества в ходе ликвидации.

2.1. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - закон о банкротстве) устанавливается, что в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном законом о банкротстве.

2.2 Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при обнаружении недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.

2.3 При обнаружении недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд учредителем (участником) должника или руководителем должника (п.3 ст. 224 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2.4 Законом о банкротстве предусмотрено, что Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

2.5 Нарушение требований закона о банкротстве об обязательном обращении ликвидационной комиссии в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (при обнаружении недостаточности стоимости имущества должника для удовлетворения требований кредиторов), является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (п.1 ст. 226 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2.6 Учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 224 закона о банкротстве (об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом), несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника (п.2 ст. 226 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»)

 

При этом законом о банкротстве обязанность по подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом возлагается на учредителя (участники) должника, руководителя должника или председателя ликвидационной комиссии. За нарушение данного требования закона о банкротстве для указанных субъектов предусмотрена субсидиарная ответственность.

При указанном способе инициировании процедуры банкротства выбор кандидатуры арбитражного управляющего относится к компетенции Арбитражного суда, в производстве которого находится заявление о признании должника банкротом.

Продолжительность процедуры предполагает ведение процедуры ликвидации (от 3 до 5 месяцев) в порядке ГК РФ, и проведение конкурсного производства (до 6 месяцев), предусмотренного законодательством о банкротстве, то есть всего от 8 до 11 месяцев.

 

Стоимость работ по банкротству ликвидируемого должника от 35 000 рублей ежемесячно. Дополнительно оплачиваются расходы на публикации извещений/уведомлений/сообщений, почтовые расходы.

Внимание!!! Применяя такой способ, способ «банкротство ликвидируемого должника», если возможно заключение соглашения о прекращении обязательств, в случае недостижения такого соглашения со всеми кредиторами, кредитор, который имеет право требования к должнику вправе заявить об этом в ликвидационную комиссию, и комиссия, обязана обратиться в арбитражный суд с требованием о банкротстве ликвидируемого должника. Преимущество этого способа, заключается в сроках  всей процедуры и стоимостных затрат.

 

3. Банкротство Общества в процессе его деятельности без проведения процедуры ликвидации.

3.1 Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей и если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3.2 Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

3.3 Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения обстоятельств, предусмотренных п.1 ст.9 закона о банкротстве.

3.4 В случае, когда производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется в общем порядке, предусмотренном законом о банкротстве, с учетом проведения процедуры наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

При указанном способе инициирования процедуры банкротства выбор кандидатуры арбитражного управляющего осуществляется Арбитражным судом, в производстве которого находится заявление о признании должника банкротом, по предложению кредитора, подавшего заявление о банкротстве должника. Конкурсным кредитором – является кредитор должника по гражданско-правовой сделке ( договоры всех видов, предусмотренные ГК РФ)

Внимание!!! Продолжительность процедуры предполагается введение наблюдения (до 7 месяцев), внешнего управления (до 18 месяцев) и конкурсного производства (до 6 месяцев), то есть около 31 месяца. Особенности такого способа – очень длительные сроки процедур, затраты на процедуру.

 

Стоимость работ по банкротству должника от 35 000 рублей ежемесячно. Дополнительно оплачиваются расходы на публикации извещений/уведомлений/сообщений, почтовые расходы.

 

4. Прекращение деятельности Общества как недействующего юридического лица.

4.1 При невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 6 ст. 62 ГК РФ).

4.2 Так, в соответствии с порядком, установленным ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

4.3 При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

4.4 Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

4.5 Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

4.6 Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.

4.7 Настоящий порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (ст. 21.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В случае заключения соглашения о прекращении обязательств, что, как следствие, приведет к отсутствию кредиторов, отсутствие долгов перед бюджетом, и не ведения деятельности Обществом более года,  может привести к исключению сведений из ЕГРЮЛ уполномоченным органом, как лица деятельность которого не ведется. Особенность такого способа, обусловлена тем, что уполномоченный орган может и не принять такого решения.


5. Преодоление возражений одного из участников, который выражает несогласие с концепцией ведения общих дел, в том числе и по вопросу ликвидации Общества.

В случае, когда один из участников препятствует принятию решений в Обществе, а также своими действиями, препятствует принятию решения о ликвидации Общества, участники Общества вправе рассмотреть возможность исключения участника  из Общества. В соответствии со ст. 10 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем десять процентов уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.


Стоимость работ по представлению интересов участника в суде в случае его исключения из Общества от 70 000 рублей.

Работа по представлению интересов участника, Общества по исключению из Общества оценивается индивидуально на консультации. Консультация входит в стоимость ведения дела и предоставляется бесплатно.

Юридическое сопровождение государственных контрактов

В юридическое сопровождение государственных контрактов входит ряд услуг, которые помогут вам правильно оформить документацию для участия в торгах и аукционах, а также мы дадим рекомендации по подготовке аукционной документации, если вы планируете провести конкурс.


Очень часто заказчики не принимают заявки к участию из-за их неправильного оформления, а подрядчики, как правило, оспаривают, если их отстранили от участия и выбрали конкурента. Отношения участников и контролирующих органов, а также порядок обжалования и сроки обжалования действий и бездействий участников государственных закупок регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в котором сформулированы основные принципы государственных закупок. Умелое использование этих принципов дает хорошие результаты при оспаривании действий недобросовестных участников и заказчиков торгов.

Необходимо обратить внимание, что срок подачи жалобы не может превышать 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона, либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Учитывая, что сроки короткие, очень важно сделать все правильно сразу, иначе время будет упущено.


Формы ведения бизнеса

На сегодняшний день российское гражданское законодательство существенно изменилось, и это связано, прежде всего, с экономической ситуацией в мире и в нашей стране, в том числе с развитием бизнеса, выходом российских компаний на зарубежные рынки и стремлением России соответствовать европейским стандартам. Внесены существенные изменения в Гражданский кодекс РФ, существенно изменен раздел, регламентирующий порядок создания и организации юридических лиц. Исключены некоторые организационно-правовые формы.


Согласно ст.50 ГК РФ


«… 2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий…»


Общество с ограниченной ответственностью коммерческое юридическое лицо, уставной капитал которого состоит из долей его участников.


Акционерное общество – коммерческое юридическое лицо, уставной капитал которого составляют акции его участников.


Главное отличие ООО от непубличного АО это способ формирования уставного капитала: уставный капитал АО состоит из акций, а в ООО из долей участников. В ООО есть возможность полностью запретить или существенно ограничить возможность принятия в Общество новых участников. Это достигается путем включения в устав ООО прямого запрета на отчуждение участником своей доли третьим лицам, либо путем установления в уставе требования о получении согласия остальных участников и самого ООО на совершение такой уступки.

В непубличных обществах учредители несут ограниченную ответственность по долгам созданной ими организации в пределах стоимости вкладов, внесенных в уставный капитал. Участники обществ имеют возможность привлекать дополнительные инвестиции в виде дополнительных вкладов в уставный капитал (для ООО) или дополнительной эмиссии акций для непубличного акционерного общества.


Товарищество как форма ведения бизнеса

Товарищество — это способ ведения бизнеса уже существующими компаниями, но совместно на основании гражданско-правового договора, путем объединения своих вкладов. Вкладами могут быть: деньги, имущество, знания, имущественные права. Собственно, все, что сможет привести всех к намеченной цели. Существует два вида такого договора:


  1. Договор простого товарищества. Правила и условия такого договора установлены гражданским кодексом РФ (гл.50).

  2. Договор инвестиционного товарищества. Данный вид договора был введен относительно новым федеральным законом «Об инвестиционном товариществе» от 28 ноября 2011 года N 335-ФЗ (редакция от 21.07.2014 года).


Законы об инвестиционном товариществе и хозяйственном партнерстве были приняты не случайно. Именно в эти законы законодатель заложил правила ведения бизнеса в сфере венчурных проектов. До принятия указанных законов в России отсутствовали понятные формы ведения бизнеса, связанных с венчурной деятельностью, а существовала лишь форма в виде простого товарищества, но она чаще использовалась в строительстве.


  

Глава гражданского кодекса (гл.50) содержала лишь общие условия организации бизнеса в виде объединения вкладов для достижения общей цели. Вышеназванные формы открыли большие возможности для ведения инвестиционных проектов и привлечения инвестиций, что позволило урегулировать отношения участников и инвесторов на законодательном уровне. Раньше это были лишь соглашения о намерениях и различного рода инвестиционные соглашения, которые российские суды часто признавали предварительными договорами, которые в результате неправильного оформления не порождали в будущем для участников никаких обязательств.


Формы хозяйственного партнерства и инвестиционного товарищества позволили обеспечить соблюдения прав и участников (авторов идеи/проекта) и инвесторов, которые хотят поддержать тот или иной проект. Более того, такие конструкции позволяют определить структуру, компетенцию, порядок образования и прекращения органов управления партнерства соглашением об управлении. Данная особенность позволяет устанавливать любой порядок принятия решений органами управления партнерства, в том числе различные условия голосования. Такие положения позволяют оставаться лицам, создавшим инновационный продукт, являющийся предметом деятельности партнерства, управляющими и определяющими стратегию развития.

Как организовать свой бизнес, с чего начать?


Эта статья поможет молодым проектам, компаниям и стартапам правильно организовать документооборот и выстроить взаимоотношения участников и сотрудников, которые оказывают свою помощь на основании договоров, в том числе в рамках трудовых функций. К сожалению, эта самая распространенная ошибка, когда руководители и организаторы проектов, а также уже вполне состоявшиеся компании, ленятся оформлять необходимые документы, либо просто не знают как.


Мы расскажем в этой статье, какие документы и какие действия необходимо совершить на первом этапе развития проекта.