Судебные споры по товарному знаку

Судебные споры по товарному знаку - частая практика в области интеллектуальной собственности.

Товарный знак – бренд(логотип) - средство индивидуализации определенного товара или услуги, что выделяет его от аналогичных предложений и продуктов конкурентов.

Товарный знак также является важной составляющей успешного бизнеса, поскольку это средство установления и поддержания идентичности и репутации бренда.

Поэтому компании строго следят за тем, чтобы никто не мог пользоваться принадлежащим им товарным знакам. И если такие случаи случаются, начинаются судебные споры.

Cудебные споры по товарному знаку - частая практика в области интеллектуальной собственности

Причины судебных споров

Нарушение прав на товарный знак происходит , когда Ваши конкуренты используют:

  • схожее до степени смешения обозначение;
  • тождественное вашему товарному знаку обозначение;
  • копируют ваш товарный знак и наносят его на свой товар  

   (контрафактный товар);

  • использование в рекламных целях изображения оригинального товара, с нанесенным товарным знаком

   (брендом), но при этом реализуя по этому рекламному объявлений - поддельный товар;

  • регистририрует товарный  знак, без намерения использовать, для индивидуальзации товаров и услуг(массовая регистрация - патентные тролли)

Пример
Предприятие может подать иск о нарушении его прав на товарный знак, если конкурент использует такой же или похожий, из-за чего возникает смешение и ваш потенциальный потребитель может подумать что это ваша компания.

Когда товарный знак зарегистрирован по широким классам (по всем) МКТУ, но при этом не выпускает такой товар или не оказывает такую услугу, таким образом получается, что знак зарегистрирован, но не используется.
Данные споры рассматриваются в ППС (Палате по патентным спорам)

  • прекращение регистрации товарного знака
  • прекращение по определенным классам МКТУ


Такие споры участились в связи с тем, что увеличилось число словесных обозначений, которые повторяют наименование товаров либо общеизвестных обозначений, либо широко используемых.

Сама по себе регистрация таких обозначений не является нарушением и не запрещена.

Поэтому
более шустрые предприниматели регистрируют в качестве товарных знаков обозначения, которые повторяют общеизвестные названия, сказочных героев, персонажей, географические названия, общеизвестные словосочетания, например «генеральный директор», «арктика», «василиса премудрая» , таким образом препятствуя другим предпринимателям использовать такие обозначения в своей деятельности.


В отдельную категорию попадают доменные споры, среди них выделяют несколько категорий споров:

  • оспаривание прав администрирования доменного имени, которое тождественно или сходно до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком или фирменным наименованием (иным средством индивидуализации товаров и услуг);
  • когда регистрация доменного имени признана актом недобросовестной конкуренции;
  •  раскрученный домен, пытается заполучить компания, которая зарегистрировала товарный знак намерено, с целью, забрать домен.

Домен не является средством индивидуализации, к объектам интеллектуальной собственности он тоже не относится.
При этом суды признают домен как важный и значимый актив для бизнеса и все чаще, подходят к разрешению таких споров более тщательно.


Какие бывают злоупотребления со стороны учредителя с интеллектуальной собственностью

  •  Завладение доменом, перевод прав администрирования на физическое лицо;
  •  Регистрация товарного знака на себя лично;
  •  Не передача товарного знака юридическому лицу;
  •  Запрет на использование интеллектуальной собственности, которая до 

    возникновения корпоративного конфликта использовалась компанией.


Как разрешить спор между учредителями на бренд

Данный процесс включает в себя несколько этапов:

  1.  Анализ возникновения авторских прав на объект интеллектуальной собственности;
  2. Экспертное мнение. В случае возникновения разногласий между учредителями, можно обратиться к экспертам в области интеллектуальной собственности и правовой защите товарных знаков. Оценка эксперта поможет определить стратегию защиты интересов компании

3.  В случае если спор между учредителями по поводу товарного знака можно решить внутри организации, проводят переговоры или медиацию. Участники спора в процессе достигают соглашения о разделе прав на товарный знак.
Иной вариант – приглашают медиатора в качестве нейтрального стороннего лица. Данный специалист помогает участникам спора найти компромиссное решение.

Если переговоры или медиация не приводят к соглашению, участники спора обращаются в арбитражный суд.

Разрешение спора между учредителями по поводу товарного знака – сложный процесс.
Он требует подхода, основанного на законодательстве и юридических принципах.